Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выйти
Включить версию для слабовидящих Коллекции костромского музея-заповедника

Департамент культуры
Костромской области

осуществляет на территории региона государственную политику
в сфере культуры и искусства

Адрес: 156000, г. Кострома, Молочная гора, 6А
Телефоны: (4942) 31-40-75, 31-34-53
Е-mail: dkko@adm44.ru

навигатор

Карта сайта

Коллекции костромского музея-заповедника

Графика
Фонд графики насчитывает более 7500 единиц хранения. Это произведения русских, советских и современных художников.

Важным звеном в графическом собрании является коллекция русского рисунка и акварели, поступившие в 1920-х гг. из собраний Н.Н. Виноградова, И.С. Бирюкова, Ф.Е. Вишневского. Это произведения художников: А.П. Брюллова, П.П. Жаркова, А.О. Орловского, А.А. Роллера, В.А.Серова, П.Ф.Соколова.

Особую роль в формировании коллекции дореволюционного периода сыграли поступления из Отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса в 1919-1920 гг. (рисунки К.Я. Крыжицкого, Ф.А. Малявина, К.А. Сомова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, С.В. Иванова).

Из Государственной закупочной комиссии в 1947 г. поступили произведения К.Ф. Богаевского, К.А. Касаткина, А.П. Рябушкина. Значительно пополнили фонд графики поступления из частных собраний. Из коллекции историка, археолога и краеведа И.А. Рязановского поступили работы Н.Н. Куприянова, Б.М, Кустодиева, Г.К, Лукомского, Н.К. Рериха, А.Я. Головина, М.В. Добужинского, М.М. Рындина. Из собрания художника Н. П. Шлеина поступили произведения А.П. Рябушкина, А.Н. Шильдера, М.П. Клодта, В.Ф. Соколова, Н. М. Кабанова.В 1945 из Государственного музейного фонда поступили произведения С.А. Виноградова, Н.Ф. Грамотина, А.А. Риццони, К.А. Сомова, альбомы с рисунками и набросками братьев Т.С. и Е.С. Сорокиных.

В собрании имеется значительная коллекция лубочных графических картин XIX в., поступившая в 1985 г. из собрания Рубинштейна.

Советский раздел включает произведения А.В. Шевченко, Л.В. Турхановского, В.В. Рождественского, А.Н. Самохвалова, В.Н. Чекрыгина и др., поступившие в 1970-1980 гг.
Широко представлено творчество костромских художников, как старшего поколения (Н.П. Шлеин, А.В. Саврасов, Б.Н. Царнах, М.И. Шопырев, М.С. Колесов, Н.В. Шувалов, А.И. Рябиков), так и современных мастеров (А.В. Нечаев, А.А. Мариев, А.П. Мухин и др.).Особую ценность представляет коллекция самобытного художника, писателя, философа Е.В. Честнякова, уроженца Костромского края.

Декоративно-прикладное искусство
Фонд декоративно-прикладного искусства (ДПИ) начал формироваться в 1960-е годы. Сейчас он насчитывает более 1500 экспонатов. В основном, это предметы, полученные в дар или приобретенные музеем у жителей г. Костромы и других городов.

В постоянно действующей экспозиции музея представлен фарфор и фаянс известных российских заводов XIX — начала XX веков: Ф. Я. Гарднера, А .Г .Попова, братьев Корниловых, братьев Новых, Я .Г.Храпунова — Нового, братьев Барминых, «Товарищества М.С.Кузнецова», И. Е. Кузнецова.

В настоящее время создается раздел бытового фарфора, фаянса и стекла советского периода.
В фонде ДПИ хранятся предметы городского и крестьянского быта, одежда, мебель XIX -XX веков. Известные русские народные промыслы нашли отражение в собраниях Дымковской игрушки, Скопинской керамики, Павлово — Посадских шалей, Шахунских тканых изделий, Михайловского (Рязанского) кружева, Хохломской расписной посуды, Палехских и Мстерских лаковых миниатюр.

Привлекает внимание самобытная Костромская глиняная игрушка — свистулька, представленная работами мастера П.А.Иванова из села Сергеева Сусанинского района Костромской области.

Древний ювелирный промысел поселка Красное-на-Волге Костромской области представлен в коллекции музея изделиями, выполненными в технике знаменитой красносельской скани мастерами-ювелирами П. И. Чуйковым, И. Д. Орловым, И.Г. Ловыгиным, Е. Ю. Жуковым, И. С. Шедовым, Л. С. Левичевой.

Особое место в фонде ДПИ отведено творчеству художников-прикладников 1960-1980-х годов, этот раздел включает керамику Н. А. Максимченко (Москва), Л.А.Кудреницкой (Рига), Р. М. Цузмер (Москва). Н. А. Коковихина (Конаково), Т.С.Дунашевой (Гжель), Г. И. Белякова (Конаково), В. П. Шинкаренко (Конаково), изделия из стекла Б.В. Федорова (Калинин), А.М. Силко (Вышний Волочек), Н. В. Эверт (Калинин), Л. А. Кучинской (Вышний Волочек), В. И .Касаткина (Гусь Хрустальный), А.И.Новикова (Вышний Волочек), О. И. Гущина (Гусь Хрустальный). Гобелены и декоративные ткани представлены творчеством Е. В. Радченко (Кострома), Е. В. Семеновой (Кострома), С. В. Джерина (Кострома) и других художников России.

Древнерусское искусство
Собрание иконописи в художественном музее составляют произведения, бытовавшие на территории области, большинство из них создано местными иконописцами в XVII- XVI веках.

Иконы XVI века редки, в основном, это произведения столичных, ростовских мастеров, вложенные в храмы города.

Гордостью собрания является икона «Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос с клеймами Апокалипсиса», вклад Ивана Грозного в 1559 году в Богоявленский собор Богоявленского монастыря. Оригинальность иконографии и грандиозность программы, в 68 клеймах иллюстрирующей тексты «Откровения», при мастерстве письма стали своего рода школой для нескольких поколений костромских изографов.

Единственным произведением, сохранившимся из иконостаса Богоявленской шатровой церкви села Красное-на-Волге, стала икона Архангел Михаил, превосходный образец годуновского монументализма. Известно, что в 1600 году для письма икон в своей вотчинный храм Годуновы направляли московского иконника Устина.
Иконопись XVII века представлена в экспозиции народной иконой, (например, икона «Ветхозаветная Троица» из г.Нерехты). Низовой пласт костромского иконописания, являет своеобразные вариации городской традиции. Недостаток профессионализма в них искупается декоративностью цвета, любовью к орнаментальности, подкупает бесхитростность образов.В XVIII веке в Костроме иконописцы продолжают традиции, заложенные Г.Никитиным. Иконопись остается семейным ремеслом. Наиболее значительным мастером первой половины века был Василий Никитин Вощин. икона «Дмитрий митрополит ростовский» (1759г.) — парадный портрет церковного иерарха в интерьере собора написан на основе гравюры мастера гравировальной палаты Академии наук Я.В.Васильева.

Подписные иконы «Воскресение Христово» и «Покров Богородицы» (1764г.) из с.Лосево Солигаличского района знакомят с творчеством братьев Саввы и Михея Словениных. Композиция из Библии Пискатора повторяет гравюры «Сошествие во ад». В иконе «Покров» художники с документальной точностью воспроизводят иконостас в стиле рококо. Иконы местного ряда по стилю напоминающие целую группу местных памятников второй половины XVIII века.

Традиционную иконографию «Страшного суда» (Конец XVIII века) из Парфеньевского района обогащают множество примет времени. В отдельных клеймах показаны муки грешников. При этом картина «Страшный суд», в целом, исключительно нарядна и светла. Сочетание розово-голубых тонов характерно для местной иконописи конца XVIII века.

Значительная часть музейной коллекции иконописи еще не раскрыта. Продолжаются работы по ее исследованию и пополнению.

Живопись
Фонд живописи насчитывает более 3000 единиц хранения.
Коллекция произведений русского искусства 18 века дает возможность познакомиться с образцами портретного жанра начала века — «парсунными» портретами безвестных мастеров, поступивших в музей в 1920-е годы из родовых усадеб костромских дворян Черевиных, Корниловых, Бирюковых и др.: портреты А.С.Березина (поступил в 1923 г. из собрания С.Бирюкова), П.П.Клементьева (из усадьбы Корниловых Зиновьеве в 1923 г.).
Особенно следует выделить работу художника конца 18 века Григория Островского: «Портрет А.Ф.Катенина 1790 г.», поступивший в музей в 1918 году из родовой дворянской усадьбы Клусеево.
Направление академической школы в русском искусстве 18 века представляет картина известного художника, родоначальника русской исторической картины А.Лосенко «Чудесный улов рыбы» (вариант работы 1762 г. ГРМ).
Русское реалистическое искусство первой половины 19 века с его демократическими тенденциями представлено рядом работ (Портрет генерала А.И.Горчакова, 1810-е гг., выполнен художником В.Тропининым в типичной для художника манере).
В собрании музея находятся работы А.Полякова, крепостного помещика П.Корнилова. («Портрет М.Ф.Корниловой и М. Л.Куломзиной» и др.) Художественное творчество академиков братьев Чернцовых знаменует важный этап в становлении русского национального пейзажа. Из серии волжских видов в Костромском музее хранятся «Вид на Волге» Н.Чернецова и «Волга» (1839) его брата Григория. В собрании музея есть пейзаж Г.Чернецова «Вид на Нил в Египте» (1851), написанный художником по впечатлениям его путешествия на Восток.
Волжским пейзажам Чернецовых тематически близка работа А.Ш.Шванова «Переправа через Волгу в Симбирске» (1840), крепостной живописец костромской помещицы О.Домашневой, он сопровождал Чернецовых в волжском плавании. Романтические устремления в искусстве 19 века ярко раскрылись в творчестве И.Айвазовского («Закат на море» 1886).
В костромской коллекции русского изобразительного искусства 19 века имеются работы, решенные в академической манере. Это интерьер С.Шухвостова «В церкви» (1851), пейзажи В.Орловского «Стадо в лесу» (1881), Ю.Клевера «Лесной пейзаж» (1887), К.Крыжицкого «Перед полуднем» (1885), а также «Портрет старика» (1874) Ф.Бронникова.
О новаторской роли художников-передвижников в утверждении национальной темы в пейзаже свидетельствуют работы И.Шишкина, А.Саврасова, Л.Каменева, И.Левитана. Искусство передвижников представлено и произведениями бытового жанра: В.Маковский «На пароходе», «Мальчики в поле», К.Лемох «Крестьянские дети».
Портрет в русском искусстве второй половины 19 века призван отразить нравственную ценность человека, его гражданские убеждения и общественную деятельность («Портрет молодой дамы» Н.Ярошенко). И.Репин представлен в Костромском музее интересным этюдом «Данте» (1897), экспонировавшимся на 28 выставке передвижников в 1900 году.
Произведения рубежа 19-20 веков в собрании Костромского музея представлены работами Н.Богданова-Бельского «Хор девочек» (1916) и работами костромского художника Н.Шлсина, ученика В.Серова по МУЖВЗ и В.Маковского по Академии художеств.
Коллекция произведений рубежа 19-20 веков включает картины мастеров, примыкавшим к двум наиболее значительным объединениям этого времени: «Мир искусств» (А.Головин «На островах. Декоративный пейзаж» (1913), Б.Кустодиев «Гуляние» (1910)), и Союз-художников (К.Коровин «Цветы и фрукты» (1911-1912), «Дама с гитарой» (1911) и др., Л.Туржанский «Осеннее солнце» (1911), С.Жуковский «Плотина» (1909), С.Винофадов «Осень» (1901)).
Жанровые и исторические композиции конца 19 — начала 20 века представлены работами А.Васнецова, П.Петровичева. Искусство начала 20 века иллюстрируют полотна художников «Голубой розы» (П. Кузнецова, Н.Крымова, С. Судейкина), последовательных «бубнововалетовцев» (Ф.Фалька, П.Кончаловского, В.Барта, а также Н.Гончаровой, В.Татлина и др.).
В искусстве 1920-х годов художники старшего поколения принесли мастерство вдумчивой и тщательной работы над пейзажем (В.Бакшеев «Весенний пейзаж», В.Бялыницкий-Бируля «Белое море», «В начале весны», «Зимний пейзаж», «Дача в саду»).
Искусство 1930-х годов представлено в музее живописью А. Лабаса, Ю.Пименова, А. Самохвалова, Л. Тимошенко, В.Рождественского.
В музее есть целый ряд работ художников 1950-1960-х годов: Г.Нисского, Б, Домашникова, В.Стожарова и др.).
О многообразии искусства 1970-80-х годов говорит произведения В.Шухаева, М.Чернышева, А.Мыльникова, Д.Налбандяна, В.Ефанова и др.
Музей обладает довольно большим количеством полотен талантливого живописца А.Козлова (1925-1974 г.г.).
Особый раздел коллекции составляют произведения костромских художников различных поколений.
Этот раздел коллекции постоянно растет, вбирая в себя все лучшее, что делается местными мастерами.

Металл
Коллекция «Металл» Костромского музея-заповедника насчитывает около 6000 единиц хранения. Коллекция представлена различными группами.
• Коллекция самоваров разнообразных форм и размеров, изготовленных в городах и губерниях Российского государства, где процветало самоварное производство в XIX — первой половине XX вв.
• Коллекция посуды, предметов сервировки стола, столовых приборов XVII — XX вв.
• Интересная коллекция ямских колокольчиков и бубенцов (поддужных, подшейных, столовых) XIX в., изготовленных различными заводами и кустарными мастерскими Валдая, Нижегородской, Рязанской, Вятской, Саратовской губерний.
• Произведения Красносельского ювелирного промысла XIX — 80-х гг. XX в., коллекция клейм-именников мастеров-ювелиров Красносельской и Сидоровской волостей Костромской губернии второй половины XIX — начала XX вв.
• Предметы кузнечного производства (кованые замки, ключи, светцы, жиковины, гвозди) XVII — начала XX вв.
• Скульптурные композиции из чугуна (Каслинский чугунолитейный завод на Урале); из бронзы, например, чернильный прибор 1870-1880-е гг., автор модели скульптор Е.А. Лансере изготовлен на бронзолитейной фабрике Ф. Шопена в Санкт-Петербурге.

Дерево
Коллекция фонда «Дерево» Костромского музея- заповедника насчитывает около 4000 единиц хранения. Всю коллекцию условно можно разбить на несколько разделов: мебель, сундуки, прялки, хозяйственный инвентарь.Из коллекции мебели можно выделить вещи, принадлежавшие известному драматургу Александру Николаевичу Островскому, предметы из коллекции Костромского Дворянского собрания, мебель стиля «модерн» и псевдорусского стиля середины XIX — 1-ой половины XX века.Коллекция сундуков представляет собой сундуки—подголовники XVII-XVIII веков, сундуки, обитые просечным железом и выполненные в технике «мороз» на жести, а также расписные сундуки XVIII — 1-ой половины ХХ века (великоустюжские, вятские, вологодские, холмогорские, костромские).
В коллекции прялок можно выделить группу прялочных донец: городецкие резные, городецкие расписные, донца Костромской губернии. Несомненный интерес представляет буйский тип прялок, прялки—"телешихи" мастера Филиппа Ивановича Смирнова (1859-1929) и его сына Геннадия Филлиповича Смирнова (1894-1950), судиславский тип прялок, грязовецкие прялки.
Документы и фотографии
Коллекция фонда «Документы» насчитывает в общей сложности около 30000 единиц хранения, кроме того коллекция тиражированной графики: афиши, плакаты дореволюционного и советского периода составляет 1.500 единиц. К документам фонда составлены тематические картотеки: фронтовые письма, воспоминания по истории установления советской власти в Костромском крае, история Костромской епархии.
Материалы по дореволюционному периоду истории представлены следующими темами:
• царские грамоты жалованные за военные и др. заслуги;
• документы по истории монастырей и приходских храмов Костромской епархии (расписки, клировые ведомости, свидетельства, описи церковного имущества и т. д.);
• материалы по городской архитектуре, народному быту, кустарным промыслам, народному костюму, промышленности и медицине по уездам Костромской губернии;
• материалы по истории архитектуры города Костромы — планы и чертежи фасадов домов, пристроек, внутренних планировок, планы реконструкций, планы земельных участков и т.д.;
• документы по истории промышленных предприятий: Большой Костромской льняной мануфактуры (квитанции, расписки, конторские книги правила внутреннего распорядка, расчетные книжки рабочих, табеля взысканий и т. д.);
• документы по истории просвещения, раскрывающие деятельность таких учебных заведений как Григоровская женская гимназия, Смольяниновская гимназия, классическая гимназия, чижовские училища, епархиальное женское училище, землемерное училище и т. д.;
• персоналии работников просвещения разных учебных заведений;
• история медицины представлена документами губернской земской больницы, госпиталями времени Первой мировой войны, детской больницы им. Акатова;
• военно-исторические материалы представлены персоналиями военнослужащих — участников Крымской войны, русско-японской, Первой мировой войны, документами по истории костромского гарнизона (Пултусский полк, 202 запасной пехотный полк);
• сведения по истории костромского дворянства, купечества, и крестьянства Костромской губернии;
• история музейного дела — КГУАК, КНО, музей местного края. Материалы КНО, собранные Зиминым, Полянской, Китицыной. Коллекция анкет на темы «Вопросы о народных верованиях и религиозном быте населения Костромского края», «О влиянии войны на жизнь местного края», «Быт рабочих 1930-х гг.», «Сведения о народном питании 1927 г.», «Хулиганство, его рост и вред, причиненный им», описание домашнего быта семей рабочих, формы воспитания детей в рабочих семьях, заговоры, история разных промыслов. Материалы, содержащие описания обрядов, крестьянских деревянных построек, старинного женского костюма Чухломского уезда причитания, сказки, частушки, песни и духовные стихи и т.д.;
• карты уездов Костромской губернии, городов России и Западной Европы. Материалы по советскому периоду истории представлены документами:
• по градостроительству, благоустройству Костромы, промышленному строительству (комбинат им. Ленина, комбинат им. Зворыкина, фабрики Костромы);
• по истории леспромхозов Костромской области;
• материалы по истории культурно-просветительских организаций (драмтеатр им. А. Н. Островского, хоровые коллективы, музыкальные школы, библиотеки, дома культуры, клубы), персональные папки работников школ, техникумов, институтов; материалы по истории Великой Отечественной войны (орденские книжки, удостоверения к медалям, благодарности), по истории локальных войн — Афганистан и Чеченская республика. Документы из архивов КГБ. Документы, раскрывающие общественно-политическую жизнь города — демонстрации, субботники, собрания по случаю торжественных дат, конференции, пленумы и т.д.;
• коллекция воспоминаний участников установления советской власти в Костромском крае, участников гражданской войны.

Фотографии
Коллекция «Фотографии. Негативы. Открытки. Кино-фономатериал» насчитывает около 40 тысяч единиц хранения. Фотоисточники в коллекции представлены на разных носителях: стекле, фотопленке, фотобумаге, металле. Особую ценность представляют:
1. Дагерротипы, негативы на стекле, выполненные в 1906-1908 гг. костромскими фотографами В.Н. Кларком, Д.И Пряничниковым и сотрудниками КНО — Л.С. Китициной, Полянской, С.Н Рейпольским в период научных экспедиций по уездам Костромской губернии с целью комплектования и изучения быта крестьян.
2. Коллекция фотографий, выполненных петербургским придворным фотографом К.К. Буллой во время приезда Императора Николая II и его семьи в Кострому по случаю празднования 300-летия Дома Романовых.
3. Фотографии с изображением памятников гражданской и культовой архитектуры, которые были утрачены в советский период (усадебные комплексы Костромской губернии, храмы и монастыри города и губернии). Особую значимость в связи с этим приобретают в коллекции костромских дворянских и купеческих семей: Углечаниновых, Документовых, Чернициных и др.
Отдельную группу составляют фотографии, связанные с советским периодом истории Костромского края: установление советской власти в городе и уездах, гражданская война, коллективизация и индустриализация на территории губернии, фотографии, связанные с участием костромичей в военных операциях в годы Великой Отечественной войны.

Археология
Фонд «Археология» является одним из наиболее крупных фондов Костромского музея-заповедника и насчитывает около 250 000 единиц хранения. В фонде хранится около 300 коллекций и отдельных предметов.
В фонд поступают памятники материальной культуры, вещественные источники, которые были найдены в результате археологических исследований: раскопок, разведок, сборов, произведенных на месте археологических памятников различных эпох — городищ, селищ, первобытных стоянок, древних курганных и грунтовых могильников. Они представляют собой коллекции и отдельные предметы, связанные с бытом, ремесленной и хозяйственной деятельностью людей,различными сферами их жизни и занятий.
Весь материал фонда охватывает широкие временные рамки от мезолита — среднего каменного века до периода позднего средневековья включительно, что укладывается во временной интервал, составляющий почти 8 тысяч лет (от позднего этапа бутовской культуры мезолита, которая существовала на территории Волго-Окского междуречья в 7600-6000 гг. до н.э., до XVII — XIX вв. н.э. включительно).Для каждого исторического периода, соответственно, характерен свой облик археологического материала. Коллекции эпохи камня характеризуются значительным количеством кремневого материала, в который входят орудия, заготовки для орудий в виде различных кремневых отщепов и пластин, нуклеусов.
Для коллекций неолитического времени показательно большое число фрагментов керамической посуды (ямочно-гребенчатая, галичская). Появившись в эпоху неолита III тыс. до н.э., керамика становится абсолютной доминантой в археологических коллекциях последующих веков, сохраняя свое количественное первенство вплоть до позднего средневековья.
Коллекции эпохи бронзы отличаются появлением пока еще незначительного числа предметов из металлических сплавов, меди. Однако в этот период еще в большом количестве сохраняются изделия из камня, производство которых достигает своей вершины, о чем свидетельствует многочисленная коллекция каменных топоров племен фатьяновской культуры сер. II тыс. до н. э., отличающихся не только технологическим совершенством (сверление, шлифовка), но и определенным изяществом, соразмерностью форм.
Для коллекций эпохи железа характерно появление предметов, связанных металлургией этого металла: льячек, сопел металлургических горнов, шлаков, каменных плит, трактуемых исследователями как точильные камни.
Коллекции средневековья наиболее разнообразны по своему составу. Они включают изделия из металла, как цветного, так и черного, керамику, изделия из кости, стекла, камня и др.
Собранные в фонде «Археология» предметы являются основным источником по изучению исторического прошлого нашего края в первую очередь, для того времени, о котором нет свидетельств письменных источников или этих свидетельств явно не достаточно. Самый широкий круг проблем — от появления самых первых поселенцев на территории края до вопросов об основании городов Костромской области (Кострома и т.п.). Кроме того, данные коллекции служат необходимым материалом для построения различных выставок и экспозиций краеведческого характера (например, для характеристики вооружения средневековья).
По времени поступления в музей наиболее ранними являются, очевидно, коллекции предметов, собранные Г.М. Девочкиным в районе р. Кубань в 80-е гг. XIX века у д. Пьянково, Покров и с. Ильинское, где известны курганные могильники, включающие погребения с вещами северо-западного (новгородского, карельского) облика. По мнению исследователей, в XII — XIII вв. здесь находился один из опорных пунктов новгородского проникновения на территорию Костромского края, такой же, как и городище Унорож на берегу Галичского озера, которое выполняло данную функцию в начале XI в.
Среди предметов и коллекций, ярко характеризующих археологическую культуру костромских курганов, следует так же назвать многочисленные бронзовые изделия: шумящие подвески различных типов, в том числе и зооморфного стиля, детали и украшения одежды (височные подвески, бусы, кольца, браслеты и т.п.)
начительная коллекция, характеризующая бытийный мир дославянского, т.н. мерянского населения Костромского края собрана в результате исследований Поповского городища (VI-VII и IX вв.) и могильника у с. Большое Молочное (X-XI вв.). В них входят бронзовые украшения, железные орудия труда и предметы вооружения, керамические сосуды, предметы быта.
Ряд коллекций связано с именем замечательного костромского краеведа и ученого В.И. Смирнова, собранные в 20-е годы XX века. Стоянка Борань IV — I тыс. до н.э. — раскопки и сборы, Умиление, где выделена группа предметов соотносимая с наиболее ранним населением края — племенами бутовской культуры, распространенной на территории Волго-Окского междуречья в 7600-6000 гг. до н.э.
На базе исследования таких памятников как Борань, Федоровское, Станок, Ватажка В.И. Смирновым была выстроена стратиграфически обоснованная культурно-хронологическая периодизация первобытной археологии Костромского Поволжья, отмечающая последовательную смену культур — ямочно-гребенчатой керамики, волосовской, фатьяновской, сетчатой керамики. В составе коллекций предметы, характеризующие индустрию камня в мезолитическую и неолитическую эпохи на территории Костромского края (наконечники стрел, ножи, скребки, проколки, скобели и т.п.), а также изделия из кости и керамические комплексы нового каменного века, эпох бронзы и раннего железа.
Значительный интерес представляет коллекция каменных топоров фатьяновской культуры сер. 2 тысячелетия до н.э.( эпоха бронзы). Данные изделия происходят в основном из случайных сборов на территории Костромского края. Их местонахождения связаны, прежде всего, с разрушенными могильниками фатьяновской культуры. Каменные топоры сопровождали погребения представителей этой культуры. В ряде случаев символизировали высокое положение погребенных в общественной иерархии.
Галичский клад медных и бронзовых изделий отнесен исследователями примерно к XV в. до н.э.
Все сведения о Галичском кладе были собраны в 1928 году В.А. Городцовым. Им же были опубликованы рисунки входивших в него вещей, включая утерянные. Согласно этому описанию в клад входили идолы и личина, отлитые из красной меди или бронзы (5 экз.). Все фигуры изготовлены в полный рост с одинаково сложенными впереди руками, у одной — секировидные выступы на голове, возможно, детали головного убора. Хорошо видны выступающие уши. Другая фигура из бронзы известна, как «пламенеющий идол». На плечах, голове и головном уборе изображены языки пламени. О важном значении символа пламени говорит личина из бронзы с пламеневидным выступом на темени. Сходная личина, отлитая из меди, имеет на головном уборе объемное изображение животных, повернутых в разные стороны. Пятая фигура лишена конечностей и производит впечатление незавершенной. Стилистика фигур и детали их оформления подчеркивают сходство изображений, например, очертания лица и проработка глаз. Не вызывает сомнения сакральный характер предметов. Аналогичные изображения не известны.
Большой интерес представляют ножи из состава клада. По мнению В.А. Городцова, они могли служить жреческими орудиями.
Аналогии некоторым вещам клада (кинжал с прорезью, очкообразная привеска) могут быть найдены среди древностей бронзового века в Приуралье, что позволяет отнести Галичский клад ко времени распространения сейминских древностей.
В Костромском музее-заповеднике хранится часть предметов из Галичского клада: 1 личина, три жреческих ножа, браслеты и нагрудные украшения в виде округлых блях-подвесок. Кроме того, в этой коллекции числятся подвеска-идол и бронзовый вислообушный топор.
В состав фонда входят коллекции, собранные во время раскопок — раскопки исторического культурного слоя г. Костромы (Фехнер, Алексеев, Зеленеев и др.) Эти исследования позволяют подтвердить факт существования Костромы уже в XII в. и характеризуют материальную и духовную культуру ее жителей от средневековья до XVIII-XIX вв.
Керченская коллекция античных предметов демонстрирует широкий круг интересов костромских коллекционеров конца XIX века, а также может служить иллюстрацией увлечения античностью в среде провинциального дворянства XIX века. Предметы происходят из античных городов Боспора, расположенных на Керченском полуострове (Пантикапий, Тиритака, Нимфей, Китей, Мармикий), очевидно, из разграбленных в конце XIX вв. боспорских захоронений. Собрана неизвестным. Состоит из предметов керамики: краснофигурные и чернофигурные, чернолаковые и краснолаковые сосуды, терракотовые статуэтки, стеклянные изделия, бусы из стеклянной пасты и минералов. Предметы укладываются в хронологический промежуток с конца VI в. до н.э. по 1-ю половину III в. н.э. Среди предметов имеются фигурки «Черт», «Ангел», являющиеся достаточно грубыми подделками под античность. Все прочие предметы оригинальны и представляют собой прекрасный экспозиционный набор бытовых вещей античного Боспора данного времени.
Коллекция, собранная на селище Вёжи, которое представляет собой уникальный памятник Костромской области, где сохраняются изделия из дерева кожи и бересты, позволяют проследить материальную и духовную культуру этого поселения и характеризует материальную культуру населения костромской низины с XV по XIX вв.
Весьма интересные материалы поступили в музей в результате археологического изучения Исуповского могильника, которое проводилось в связи с исследованием места захоронения Ивана Сусанина. Коллекция, собранная во время этих работ объединяет мелкую культовую пластику XIV-XVIII вв. и предметы, связанные с погребальным инвентарем (слезницы, курильница, фрагменты ткани).
Нумизматика
Нумизматическая коллекция Костромского музея-заповедника насчитывает более 30 тысяч единиц хранения, большая часть которых представлена кладами русских монет XVI-XIX вв.
Наиболее ценными и интересными из них являются клады серебряных монет в виде копеек, денег, полушек периода Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова, Земского ополчения, Владислава Сигизмундовича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича.
Наряду с предметами нумизматики в собрании хранятся предметы фалеристики, среди которых наиболее ценными являются персональные медали в честь князя С. М. Голицына, графа А. Г. Орлова, князя Г. А. Потемкина. В коллекции медалей также можно выделить портретную серию Великих Князей и царей, исполненную талантливыми медальерами Санкт-Петербургского монетного двора конца XVIII-XIX вв. и превратившими эти предметы в произведения искусства.
Коллекцию фалеристики дополняют знаки добровольных обществ 1920-х гг., чеканенные Красносельской производственной кустарной артелью. Среди них — знаки ОСОАВИАХИМа, «Общества друзей воздушного флота», «Долой неграмотность» и др.
Важной составной частью нумизматической коллекции музея являются бумажные денежные знаки, наиболее редкими из которых являются первые бумажные деньги России — «ассигнации», сохранившиеся экземпляры в коллекции были выпущены в конце XVIII-начале XIX вв.
Из этой части коллекции также можно обратить внимание на, так называемые, «денежные суррогаты» — знаки местных органов власти, различных обществ, предприятий, организаций. Это боны фабричной конторы Товарищества Большой Костромской льняной мануфактуры и марки Общества потребителей Товарищества братьев Зотовых в Костроме.

Оружие
Коллекция фонда «Оружие» насчитывает более 700 единиц хранения. В ней представлены почти все образцы холодного оружия (сабли, мечи, шашки, кинжалы, палаши, шпаги), древковое оружие XVI-XVIII вв. (бердыши, алебарды, рогатины), защитное вооружение XIII-XIX вв. (кольчуги, кирасы), револьверы и винтовки. Охотничьи ружья представлены известными фирмами и мастерами XVIII-XIX вв. (Беккер, Винчестер, Кухенрейтер, Эртель, Николай Бис). Интересны дуэльные пистолеты, выполненные в Вене и Праге в 3-й четверти XIX века (Контринер, Лебеда) и дорожные миниатюрные пистолеты английской работы. Изящные образцы восточного холодного оружия представлены японскими саблями, турецкими ятаганами, азиатскими и кавказскими шашками из дворянских усадеб Нероново и Патино. Именная шашка командира личной охраны Императора Александра I генерала П.А.Черевина является образцом наградного Георгиевского оружия. Из экземпляров оружия раннего периода наибольший интерес представляет древнерусский меч кон. XI — 1 пол. ХIII вв, а также клинки и кавалерийские офицерские шпаги с именами и вензелями русских императриц XVIII века.

Спецфонд
Коллекция «Спецфонд» насчитывает около 2500 единиц хранения и состоит из двух самостоятельных групп: культовое серебро и светские изделия.
Коллекция культовых предметов состоит из уникальных памятников, поступивших в 20-е годы ХХ столетия из храмов Костромского Ипатьевского монастыря, среди них - вклады бояр Годуновых XVI – первой половины XVII веков, дары представителей царского Дома Романовых XVII- XVIII вв., предметы из ризницы Ипатьевского монастыря (оклады икон, потиры, дискосы, напрестольные и нательные кресты). Собрание светских предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, состоит из ювелирных украшений, столового серебра, бытовых и сувенирных изделий.
Наиболее интересным является клад известного костромского купеческого и дворянского рода Углечаниновых. Клад состоит из ювелирных украшений (серьги, броши, колье, цепочки, гарнитуры) и столового серебра (ложки, вилки, розетки, бокалы, коробки для чая, табака) и т.д. По данным Писцовой книги Костромы 1628 года Углечаниновы числились по Костроме уже в начале XVII века. Интересны золотые ювелирные украшения: брошь « Жук», браслет «Змея».
Золотые изделия представлены произведениями красносельских ювелиров.

Ценная редкая книга
Фонд ценной редкой книги насчитывает более 16000 единиц хранения.
Основу коллекции составляют книги, вывезенные в годы национализации сотрудниками КНО из библиотек дворянских усадеб Костромской губернии: Н.Н. Селифонтова, П.И. Бирюкова, Н.Ф. Грамматина.
Фонд ЦРК включает в себя старопечатные книги кириллической традиции, изданные в XVII в. в Москве, Киеве, Львове, Киево-Печерской лавре; рукописные книги и документы разных эпох; книги гражданской печати XVIII-XIX вв.; а также периодические издания местных и центральных органов.
Старопечатная коллекция в наибольшей степени представлена богослужебными книгами, поступившими в музей из закрывшихся храмов города Костромы и Костромской губернии: Евангелиями, Молитвословами, Минеями, Житиями святых, Октоихами, Требниками, Часовниками, Триодями, Трифологионами, Уставами церковными, рядом Синодиков костромских церквей XVIII-XIX вв., в числе которых переписанный в 1865 г. Синодик Успенского кафедрального собора. Наряду с богослужебной литературой, предназначенной для использования представителями традиционной ветви православия, в фонде ЦРК имеется в наличии определенное количество старообрядческих изданий (сводные старообрядческие Синодики, Повести старообрядческие 1667-1674 гг.), являющихся важным историческим источником в изучении различных направлений христианского вероучения.
Кроме того, отдельные предметы старопечатной коллекции в металлических окладах имеют богатое внешнее оформление: отделка бархатом, кожаным тиснением, что, несомненно, повышает их ценность в качестве памятников старины.
Рукописная коллекция содержит книги разных эпох. XVII-м веком датированы тетрадь с заговорами, список с «Соборного уложения Алексея Михайловича». Среди рукописей XVIII в. интерес представляют Гадательная книга, басни Эзопа, рукописные Ирмологии нотного пения. В XIX в. огромное распространение получили списки с произведений российских классиков (Грибоедов «Горе от ума», Радищев «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву), рукописные указы Синода. Таким образом, тематика и хронологические рамки рукописной коллекции достаточно широки.
Спектр затрагиваемых в книгах гражданской печати тем несоизмеримо больше, равно как больше и само количественное соотношение их к числу рукописей. В фонде имеются словари, историческая и юридическая справочная литература XVIII-XIX веков. Важные исторические источники опубликованы в изданиях различных обществ, широко развернувших свою деятельность со второй половины XIX века: Общество любителей древней письменности, Московское нумизматическое общество, Императорское общество любителей истор